О двух традиционных типах богословствования
Таким вот образом, апофатика и катафатика спокойно сосуществуют в нашем бытии, не мешая друг другу, но, напротив, поддерживая и помогая. Ведь если мы, не зная Бога и не общаясь с Ним лично, начнем говорить о Нем, что мы сможем сказать, кроме догадок и чужих мнений? Если же мы, мистически чувствуя Бога и переживая душой Его присутствие в нашей жизни, не задумываемся об этом и не извлекаем никаких выводов, то не подобны ли мы животным, чувствующим, но не понимающим? (Где-то слышал, что катафатический и апофатический подход подобны двум сторонам одной медали: разные, даже противоположные, но - части одного целого!)
Бог дал нам жизнь, чтобы жить, переживать и набирать опыт, и разум, чтобы понимать, синтезировать и "вживать" этот опыт обратно. Важно и восприятие, и его анализ, и мистическая встреча с Божественным, и ее осмысление... По-моему, это пример Божьей гармонии, не правда ли?
Принято считать, что существуют две методики богословствования: катафатика (метод положительных утверждений, via positiva) и апофатика (метод отрицательных утверждений, via negativa). Они не являются взаимоисключающими, но, скорее, - взаимодополняющими. Ведь, если подумать, то катафатическое богословие можно назвать описательным способом богословствования, а вот апофатику - экзистенциальным или мистическим, или личностно-эмпирическим путем. Т.е. по сути, первое есть "знание о Боге", а второе - "знание Бога". И в жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями и действиями Бога (ответы на молитвы, Слово Божье, "6-е чувство", видЕния и просто советы других христиан), воспринимаем Его. Когда же мы задумываемся и анализируем эти "встречи с Божественным", мы описываем их, переосмысливаем и делаем какие-то выводы.
Таким вот образом, апофатика и катафатика спокойно сосуществуют в нашем бытии, не мешая друг другу, но, напротив, поддерживая и помогая. Ведь если мы, не зная Бога и не общаясь с Ним лично, начнем говорить о Нем, что мы сможем сказать, кроме догадок и чужих мнений? Если же мы, мистически чувствуя Бога и переживая душой Его присутствие в нашей жизни, не задумываемся об этом и не извлекаем никаких выводов, то не подобны ли мы животным, чувствующим, но не понимающим? (Где-то слышал, что катафатический и апофатический подход подобны двум сторонам одной медали: разные, даже противоположные, но - части одного целого!)
Бог дал нам жизнь, чтобы жить, переживать и набирать опыт, и разум, чтобы понимать, синтезировать и "вживать" этот опыт обратно. Важно и восприятие, и его анализ, и мистическая встреча с Божественным, и ее осмысление... По-моему, это пример Божьей гармонии, не правда ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий