Искреннее пожелание :)

Бойся думать без участия сердца! /М.Пришвин/


воскресенье, 8 июня 2008 г.

READING NOTES: К.С.Льюис, "ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО". Предисловие

Клайв С. Льюис
ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО


ПРЕДИСЛОВИЕ
* О причинах разделений в христианстве, межконфессиональной полемике и взгляде на это нехристиан:
«Прежде всего, то, что разделяет христиан (на разные деноминации), часто касается высокой теологии или даже истории, и вопросы эти следует оставить профессионалам… Я думаю, мы должны признать, что дискуссии по этим спорным вопросам едва ли способны привлечь в христианскую семью человека со стороны. Обсуждая их письменно и устно, мы скорее отпугиваем его от христианского сообщества, чем привлекаем к себе. Наши расхождения во взглядах надо бы обсуждать лишь при тех, кто уже верит, что есть один Бог, а Иисус Христос – Его единородный Сын».

* О христианстве вообще: «…Христианство… есть то, что оно есть, было таким задолго до моего рождения и не зависит от того, нравится оно мне или нет».

* О самой своей книге «Mere Christianity» ("Просто христианство"): «…эта книга, какой бы она ни была неверной в других отношениях, преуспела, по крайней мере, в одном – дала представление о христианстве общепринятом».

* О той же книге и самом «просто Христианстве», включая очень интересную иллюстрацию на тему "Разница между общеприянтым христианством и христианством конфессиоанльным" :))):
«Я надеюсь, ни одному читателю не придет в голову, что “просто христианство” предлагается здесь в качестве альтернативы вероисповеданиям существующих христианских церквей, то есть вместо конгрегационализма, или православия, или чего бы то ни было другого. Скорее его можно сравнить с залом, из которого открываются двери в несколько комнат… Камины, стулья, пища – в комнатах, а не в зале. Этот зал – место ожидания, из которого можно пройти в ту или иную дверь; в нем ждут, а не живут. Даже худшая из комнат (какая бы то ни было) больше подходит для жилья. Некоторые, наверное, почувствуют, что для них полезнее остаться в зале подольше; другие почти сразу же с уверенностью выберут для себя дверь, в которую постучаться. Я не знаю, от чего бывает такая разница, но я уверен в том, что Бог не задержит никого в зале дольше, чем требуют интересы вот этого, данного человека. Когда вы наконец войдете в вашу комнату, вы увидите, что долгое ожидание принесло вам определенную пользу, которой иначе вы не получили бы. Но вы должны смотреть на этот предварительный этап как на ожидание, а не как на привал. Вы должны продолжать молиться о свете; и конечно, даже пребывая в зале, вы должны начать попытки следовать правилам, общим для всего дома. И кроме того, вы должны спрашивать, какая дверь истинна, невзирая на то, какая из них нравится вам больше по своей обшивке или окраске. Выражаясь проще, вы не должны спрашивать себя: "Нравится ли мне эта служба?", но: "Правильны ли эти доктрины? Здесь ли обитает святость? Сюда ли указывает мне путь моя совесть? Происходит ли мое нежелание постучать в эту дверь от моей гордости, или просто от моего вкуса, или от моей личной неприязни к этому конкретному привратнику?"
Когда вы войдете в вашу комнату, будьте добры к тем, кто вошел в другие двери, и к тем, кто еще ожидает в зале. Если они - ваши враги, то помните, что вам приказано молиться за них. Это одно из правил, общих для всего дома».

NOTA BENE! Последний отрывок содержит некоторые весьма интересные и, на мой взгляд, здравые идеи насчет (1) соотношения между "просто христианством", рисуемым Льюисом в виде единого, эфемерного общего доктринально-этического фундамента, и христианством конфессиональным, исторически сложившимся, действительно существующим; (2) принципов выбора "конфессиональной" двери, в которую следует постучать и войти. А вы как думаете? ;-)
По-моему, для нас, верующих (или не совсем) людей очень тяжело разграничивать, но, в то же время, не разделять христианство на "простое" и "сложное", т.е. "общепринятое", "сокращенное" и "фундаментальное" и христианство "разношерстное", "деноминационное". Лично мне часто приходилось сталкиваться с заявлениями типа "я - ... представитель определенной конфесии и точка". Между строк читается: "...и прав только я, точнее, только мы! Остальные меня/нас не интересует, христиане ли они или нет".
С другой стороны, иной раз приходилось слышать и фразы типа: "Я - христианин, верую во Христа. Моя конфессия (если таковая имеется) не имеет значения". Я и сам раньше таким страдал.
Но в том-то и дело, что "просто христианство" - это общий фундамент, единые для всех верующих формулы веры, Св. Писания, основные принципы христианской этики... Однако этот фундамент не существует сам по себе. Да и не может! На то он и фундамент, чтоб на нем строили, а не им ограничивались. Ведь исторически сложилось, что эти основополагающие христианские принципы получили свое развитие и, в итоге, несколько тенденций этого развития проявилось в формировании различных христианских вероисповедований. Однако все ли они одинаковы? Можно ли их ставить на один уровень истинности/равнозначности/авторитетности? Вопрос спорный и весьма сложный, хотя и интересный! Вот и тема для дальнейших размышлений-рассуждений... Приятного "мозгошевеления" всем читающим!!! ;-)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий