МЕНТорЫ ОТ АКАДЕМИИ
В контексте продолжающегося кризиса в христианском образовании (хотя разве только в нём? по-моему, сейчас уже налицо кризис всего человечества...) на территории постсовкового РосУкра последние 1-2 года многие деятели этого самого образования пытаются предложить возможные решения проблем и способы выживания богословских/"служенческих" вузов в жестких условиях современного мира:
- задают вопросы об актуальном обучении,
- предлагают более близкий диалог с цекровью, который должен был бы закончиться какой-нибудь общей целью и общими обжиданиями, и "опрактичивание" программ,
- разрабатывают новые концепции христианских университетов и семинарий
- и т.д.
Вот и мне как-то подумалось о некоторых указанных выше - и не только - аспектах и проблемах... И в некоторых своих блого-заметках мне хотелось бы продолжить говорить именно об образовании и обдумать некоторые возможные предложения для улучшения его функционирования в будущем :)
Например, хотелось бы полностью поддержать высказавшихся о необходимости внедрения программы "тьюторства" в христианских вузах, важности возврата к ученичеству в академическом образовании и существующей острой нужде в "менторстве" в (евангелическо-)христианской среде С. Солоху, К. Тетерятникова и В. Халанского.
На мой взгляд, повальное "опрактичивание" как "разакадемичивание" и "опрофанивание" программ обучения никакой пользы не принесет, кроме дискредитации всей системы. А вот введение такого практически ценного аспекта как личное наставничество (или менторство) однозначно необходимо как для пользы студентов и поместных церковных общин, так и для бОльшей многогранности и целостности всей концепции обучения в вузе. Правда, здесь необходимо пояснение...
Под менторством я понимаю двустороннюю (или двухаспектную) модель личного наставничества:
- душепопечительство или менторство как регулярное общение наставника с наставляемым, которое направлено на психологические, духовные и вообще личностные "стороны" христианской жизни (в особенности жизни несчастного студентика); его миссией является решение возникающих внутренних проблем наставляемого путём задавания правильных вопросов и sharing жизненного опыта наставника (ср. подход С. Халанского), а целью - формирование зрелого характера у "подопытного" человека;
- академ-попечительство или тьюторство как такое же регулярное общение общение между magister и disipulus, однако освещающие учебно-академически-научно-интеллектуальную сферу жизни второго; такое академическое наставничество видит свою миссию в помощи студенту в решении академ. и админ. проблем и в направлении его к дальнейшим высотам "мысли и духа", т.к. целью этого типа менторства, на мой взгляд, должно быть формирование мыслящего христианина, христианина-интеллектуала (ср. книгу Дж. Сайра "Привычка мыслить") и его богоискательского последовательного образа мышления.
Первый тип - или даже, скорее, аспект - менторства видится мне более духовно- и психологически-ориентированным, т.к. в нём наставник играет роль личностного и душевного попечителя, а наставляемый стремится ответить на свои глобальные внутренние вопросы.
Второй тип/аспект более узконаправлен - но он также крайне необходим в контексте вуза! - и относится к интеллектуально-учебным "небесным сферам". Здесь наставник = катализатор мысли и вдохновитель учебного и научного процесса изнутри, как бы из самого наставляемого, который, в свою очередь, является "не сосудом, который нужно наполнить, но свечой, которую нужно зажечь" (с) и помочь ей гореть в нужную сторону.
Мне кажется, оба эти аспекта должны быть учтены, хотя порой их даже и нельзя отделить (но я и не разделяю их, а просто разграничиваю). Душепопечительство крайней необходимо для того, чтобы студенты, учась и выпускаясь, оставались людьми в полном смысле слова и становились более зрелыми христианами, а ведь это и есть корень любой последующей практики - "от избытка сердца говорят уста", считал Иисус; т.е. каково будет сердце выпускника, таковы будут и его слова + дела. А академическое менторство необходимо для улучшения качества обучения и обеспечения реального и действенного преобразования образа мышления человека, без чего духовно-богословские штудии не имеют никакого смысла. Т.е. если преподаватель является не просто лектором, а наставником и личным примером, то это залог того, что студент захочет следовать его примеру в изучении наук и, возможно, даже в жизни. Это ведь и есть настоящее учительство и ученичество - т.е. образование - (вспомните подход к изучении философии древних или христианское монашество с его послушничеством и духовничеством)!
Ну чё, молодец!
ОтветитьУдалитьХм... Спасибо за "молодец", мистер МеландрЕц-кавказЕц! :)
ОтветитьУдалитьРостик, спасибо...супер....как это внедрить? вопрос практический....я согласен, что это два аспекта должны присутствовать...я в свое время обратил внимание на академическую преемственность ряда людей (Выготский-Леонтьев-Лурия и т.д. цепочка длится дальше и дальше, но исток это Выготский)....мне кажется что в нашей христ. среде мало кто хочет быть под кем-то...возвращайся и начинаем делать...
ОтветитьУдалитьПжалста... и спасибо, Славик! :)
ОтветитьУдалитьКак это внедрить? Ну, начинается всё (как всегда) с личности, личностей и команды...
Так что съедемся и будем пытаться что-то таки сделать с Божьей помощью.