Искреннее пожелание :)

Бойся думать без участия сердца! /М.Пришвин/


среда, 8 сентября 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: BRAIN: A SHORT INTRODUCTION

WHAT IT IS, WHERE IT IS, AND WHAT TO DO WITH IT :)))


Recently (in fact, three days ago, on Sunday) I have been in Brussels with my wife for some sightseeing and hanging around together, and in a shop-window near the Brussels Grand Place we've noticed several cool posters. They must be considered the challenge for the people of today: it is the call to stop 'just living' and start living consiously with our minds turned on!

The posters were saying:
"Use your brain! ...It is located in your head :)"

and

"Try to think out of the box - it helps!"


I personally like it! Do you? :)))

вторник, 7 сентября 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: MYSTERIUM SILENTII

MEANINGLESS WORDS AND MEANINGFUL SILENCE


It is a matter of fact, that we all live in a noisy world: various voices and sounds are everywhere around us. Even if you think of sounds of human origin only - there are so many of them: people are talking, whispering and yelling around you; the TV endlessly speaks and informs you about millions-billions events and accidents; your i-pod or PC plays some music or movies for you... In general, we all hear too much and even(quite often) speak too much. But what is behind these verbose utterances and speeches? Is there a real MEANING and VALUE?


Prof. Richard Southern, a historian of the Middle Ages, having observed some historical facts and their record, noticed an interesting principle (The Making of the Middle Ages, p.73):
"As so often happens, the period of growth is one of silence."


I think these words are applicable to the general history of our world as well as to our personal stories: when you are really busy and thoroughly - wuth heart, mind and body - involved in certain action, you usually don't talk with others; when you are reflecting on something "deep" and really crucial, you often keep silence; when you read the book with fascinating plot or philosophical/theological meaning, you must be quite concentrated on it and, consequently, remain speechless for a while... Even when you meet a person whom you love, it is often absolutely unnecessary to say anything - the encounter of souls does not require human words.


The moments of silence are often the most precious to our own hearts and minds. Have we ever realized that? =)

воскресенье, 29 августа 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: МЫСЛЬ О ПРОГРЕССИВНОЙ ЛЕНИ

"О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ..."


Вот все говорят «прогресс», «прогресс», «технический прогресс»… Причем реклама = двигатель этого самого прогресса. Так я вот недавно заметил, что отнюдь не реклама мотивирует людей на новые достижения и научные открытия (но это явно НЕ открытие Америки в моем исполнении, просто констатация факта…). Реклама – это двигатель процесса потребления достижений науки и техники. Не более того.


А вот техническим процессом движут другие силы, живущая в каждом представителе человечества… В частности, ЛЕНЬ! Именно лень является скрытым «вдохновителем» появления многих – хотя не всех – научно-прогрессивных штучек. Достаточно подумать о

- пультах управления (зачем вставать с дивана для переключения каналов телевидения?),

- автоматических стиральных машинках и сушилках (зачем же самим стирать-полоскать да еще и напрягать руки для вывешивания постиранного??),

- банковских кредитных/дебитных карточках (зачем же таскать с собой такие неудобные, мнущиеся и рвущиеся денежки-бумажки???),

- интернет-магазины и другие разнообразные онлайн-услуги, включая даже онлайн-обучение (зачем же напрягаться и самому идти в магазин или какую-то другую организацию, если можно все решить/купить/узнать так???),

- компьютеры и мобильники как средства общения (зачем же ехать или идти к кому-то, чтобы увидеться и пообщаться, если можно просто послать смс, поболтать "по аське" или "поскайпиться"???) и т.п.


Все эти «фичи» во многом являются результат «ленной мотивации»: не было бы в нас лени → не было бы и желания упростить и ускорить выполнение всех наших необходимых жизненных функций и ответственностей → не было бы и всех этих научных достижений бытовой направленности, которые так сильно «облегчают бритье», «ускоряют уборку» и, как результат, дарит иллюзорное свободное время для отдыха.




В общем, да здравствует лень, самая прогрессивная из всех нехороших человеческих качеств! =)

суббота, 28 августа 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: МИНИ-РАЗМЫШЛИЗМ О ВЕЛИКОМ ГРЕХЕ "ЗАГРУЖЕНИЯ" БЛИЖНЕГО

"НЕ ГРУЗИ, ДА НЕ ЗАГРУЗИМ БУДЕШЬ"?


Интересно, что недавно мой друг после моего вопроса о его делах и служении в церкви и его личного краткого, искреннего и содержательного ответа вдруг добавил: "Может я тебя подгрузил, прости брат!" Я аж опешил... Просто это добавление было для меня абсолютно неожиданным, ведь даже когда друзья делятся друг с другом чем-то печальным, чем-то тяжелым в психологическом плане, это отнюдь не считается "грузиловом". Вот тут-то я и поймал себя на мысли, что на самом деле частенько слышу варианты слова "грузить", употребляемого в переносном смысле, от своих знакомых и незнакомых. Тогда я и задумался о значении сего слова и значении его употребления современными "пиплами"... И мои выводы после сего краткого размышления легко уместятся в пару нижеследующих абзацев ;-)


Во-первых, само слово "грузить" явно подразумевает некий груз, который кто-то на кого-то сваливает и даже (о, ужас!), наверное, заставляет таскать на себе. Также - правда, уже подспудно, имплицитно - это слово подразумевает как минимум двух действующих лиц: "грузильщика" и "загруженца". Т.е. когда кто-то кого-то "грузит" в своей речи это значит, что один человек бесчеловечно и бесцеремонно высказывает множество неудобоваримых, неинтересных и бестолковых идей своему собеседнику, который их не может или не хочет воспринять.


Таким образом, "грузить" значит высказывать факты или идеи, которые не могут быть восприняты слушателями в данное время в данном контексте по причине

- чрезмежной сложности или чуждости этих самых идей слушателю, который попросту не готов к пониманию «высоких материй» в силу возраста /например, если доктор математических наук решит поговорить о возможных решениях неких тригонометрических задач со своим трехлетним "детенышем" или сантехник поведает об устройстве сливного бачка типичной "блондинке" (только в интеллектуальном смысле; потому и в кавычках :-D)/ или своих низких умственных способностей /как если бы двоешника в школе попросили участвовать в учебной олимпиаде/,

- излишней заумности или "absent-mindedness"-ти оратора, изрекающего непонятные "инопланетные" идеи /если, например, религиовед на вопрос о разнице между исламом и христианством начнет рассказывать о всеобщности религиозного опыта как переживании Трансцедентного согласно феноменологическому определению, разрабатываемого несколькими современными школами мысли: это и не ответ на вопрос, и, впридачу, уход в другую, гораздо более сложную и специфичную тему, которая ничего не проясняет, а лишь запутывает слушателей/, или

- реальной сложности и многогранности самой поднятой темы обсуждения /как, например, в случае рассуждения о христианской доктрине о Триединстве Бога: ни говорящий, ни слушающий не сможет полностью понять и полностью изъяснить учение о том, что Бог-то один, но при этом в Нем присутствует союз Трех Личностных начал, живущих и действующих нераздельно и неслитно, т.к. это все же Божественная Тайна, превышающая человеческое понимание/.


В общем, как итог, я бы выделил три общих возможных причины возникновения "грузных" вещей во время общения человеческих особей друг с другом:
- неподготовленность слушателя и/или спикера как временная и не-непреодолимая трудность,
- тупость слушателя и/или спикера как постоянная и практически неизлечимая человеческая deficiency,
- сложность самих идей как вечная задача для думающих «хомо сапиенсов».

Таким образом, теперь дело за малым: в каждом отдельно взятом случае попытаться определить причину полного или частичного «подгружения». Правда, я боюсь, что частенько все дело будет в людской твердолобости и бестолковости… Или нет? :-?

понедельник, 24 мая 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: ПАРА МЫСЛЕЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ

МОЧЬ ИЛЬ НЕ МОЧЬ? - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!


Как правило, когда нам нужна помощь, мы спрашиваем: "А ты не мог бы мне помочь?" То же самое могут спросить и у нас. Иногда сама эта фраза не звучит, однако ее смысл можно найти в простом "Пожалуйста...", в дружеском "Слушай, мне тут надо..." или в более официальном "Молодой человек, а не могли бы Вы..." Все эти и подобные им вопросы затрагивают проблему нашей человеческой "способности мочь", как бы ни парадоксально звучало такое определение. Да-да, я имею в виду не способность помочь другим, а именно способность МОЧЬ вообще. Ведь, как правило, когда меня спрашивают, не могу ли я сделать то или это, я отвечаю либо (1) "Да, конечно!", подразумевая, что я, таки да, могу, либо (2) "Ой, простите, не могу", что свидетельствует о неспособности поучавствовать в чьей-то нужде. Таким образом каждый из нас задумывается и делает определенные выводы о границах своих возможностей в данный момент в данном контексте. Правда, не совсем понятно, а что, собственно, является критерием для определения того, что я могу или не могу?

Часто я произношу фразу "Я не могу", но подразумеваю нечто другое. То есть, я заявляю о своей неспособности, хотя честнее сказать о нежелании или неготовности сделать то, о чем просят!


Однако, когда мы сталкиваемся с кризисными моментами нашей жизни, каждому из нас приходится переоценить свои способности и, вдруг, по мановению ока, мы умудряемся сделать что-нибудь, такое, ради чего в обычное время мы бы даже палец о палец не ударили! Для студента такое время - сессия или "дэдлайны" для сдачи работ/экзаменов; для работника какой-либо организации - это ревизия, конец года или время написания отчетов; для всех без исключения людей - это момент какого-либо несчастья у близких сердцу людей и т.д. В общем, наша способность "мочь" зависит не только от нашего желания что-либо совершить, но и от необходимости. Поэтому правильно говорили древние римляне: Debes, ergo potes!, т.е. Должен, значит можешь.
Так может, мы просто не достаточно требовательны к себе или просто не верим в свои силы? Ведь мы МОЖЕМ гораздо больше, чем на самом деле ДЕЛАЕМ!..

вторник, 11 мая 2010 г.

ИЗ ЗАМЕЧЕННОГО В ИНТЕРНЕТЕ: ХРИСТИАНСКИЙ ПОЕЗД

20 ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА: "РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ-ШПАЛЫ, ЕХАЛ ПОЕЗД..."

"...И двое сошлись не на страх, а на совесть -
Колеса прогнали сон -
Один говорил: "Наша жизнь - это поезд",
Другой говорил: "Перрон!"

Группа "Машина времени", Разговор в поезде


Итак, если наша жизнь - это нечто поездато-вокзальное (звучит-то как :-D), то как бы на этом фоне смотрелось разношерстное христианство? С учетом 20-ти веков развития и перемен, соединений и разделений, гонений и благословений, это не так-то просто представить... Однако кто-то таки умудрился это сделать, причем в весьма юмористической форме. Эту саму форму я случайно обнаружил здесь, а теперь вот выкладываю в блог. В общем, check it out - зацените, прочтите, оцените :)


Поезд с пассажирами-христианами выглядит приблизительно так:

Православные сажают возле прохода бабушек, которые так заставляют его
авоськами, что невозможно пройти.
Католики коллективно пишут инструкцию о правилах поведения в поезде, хотят донести ее до всех остальных, но не могут пройти, потому что проход заблокирован православными бабушками.
Католики-традиционалисты – делают то же самое, но инструкцию они пишут исключительно на латыни.
Греко-католики убеждают бабушек, что инструкция – чистая формальность, что и сами бабушки давно живут по ней, даже не подозревая об этом.
Католики-ирландцы требуют дописать в инструкцию пункт, запрещающий протестантам проезд в общественном транспорте.
Англикане нервно курят в тамбуре, размышляя, а не выйти ли им на следующей станции
Лютеране заявляют, что инструкция католиков никуда не годится, пишут другую (причем каждый свою), долго бьют друг другу морды, выясняя, чья же инструкция правильная. Не придя к единому мнению, начинают метаться по составу, присоединяясь то к католикам, то к православным. Особо слабонервные уходят курить в тамбур к англиканам.
Баптисты ищут руководство к действию в Библии, не найдя, заявляют, что ехать в
поезде – грех, ведь в Библии нет ни слова про поезда!
Адвентисты предсказывают, что поезд полетит под откос, называя точное время. Когда этого не происходит, заявляют, что поезд таки улетел под откос, просто никто этого не заметил.
Харизматы обращаются ко всем через громкую связь, пытаясь что-то объяснить, но из-за жутких помех в эфире их никто не может понять.
Старообрядцы – они вообще не в поезде. Они едут позади состава на дрезине.

THOUGHTS AND NOTES: КНИЖНО-ЛЮДСКАЯ ДИЛЕММА

КНИГИ, КИНО И/ИЛИ ЛЮДИ?


Как известно, люди бывают разные... Источники вдохновения и озарения для этих самых разных людей - тоже. Для кого-то нет ничего лучше просмотра интересного фильма; кто-то жить не может без общений хоть с кем-нибудь/хоть как-нибудь/хоть о чем-нибудь; кто-то является стопроцентным "книжным червячком", который находит всё, что ему нужно на страницах бумажных фолиантов; а кто-то и сам себе сват, брат, вдохновенье и раздраженье (например, об одном футболисте великий футбольный тренер сэр Бобби Робсон сказал: «Он – единственный человек, который может начать спорить даже с самим собой»)...

При этом не существует универсального и абсолютно верного ответа на вопрос, что же лучше, полезней и т.п. В любом случае, где бы мы не черпали вдохновенье, где бы ни находили "источник мудрости" или, хотя бы, источник информации, все это диалог людей. Именно это Божье творение высказывает свои мысли на бумажных или электронных страницах, в красочных кинолентах и фотокадрах, посредством нот и звуков или непосредственно при общении tête-à-tête! Как верно подметил мой хороший друг Сергей Яковенко: "Есть люди во плоти, а есть в переплете"! :)

четверг, 11 февраля 2010 г.

THOUGHTS AND NOTES: G.K. CHESTERTON ON EDUCATION II

EDUCATION AND PEOPLE

Here I would like to add a couple of other Chesterton's thought concerning education. The first phrase simply explains what the general social and metaphysical function of education is. The second statement represents a problem of anyone who tries to preform this function by means of either teaching or learning: what to learn and what to ignore?

"Education is simply the soul of a society as it passes from one generation to another."

"The perplexity of life arises from there being too many interesting things in it for us to be interested properly in any of them."

/These and previous quotations from G.K. Chesterton's works were generously distributed by my friend Mike Finch through his regualar publications of the "Chesterton Quote of the Day" here/

THOUGHTS AND NOTES: G.K. CHESTERTON ON EDUCATION

EDUCATION, LEARNING AND VARIOUS CRITICISMS


Gilbert Keith Chesterton was a brilliant writer and deep thinker (also he was a devoted Christian), who could give and actually gives some remarkable insights into literature or religious studies, etc. I am also convinced that he did have a lot of very useful and challenging thoughts about other things. For instance, he left several interesting statements about education and educational system.


One of his concerns about the modern state of affairs within the 'academic world' is the problem of studies without learning or memorizing without changing oneself. Learning is really impossible without changes in one's own personality, but this change or self-development is impossible without self-criticism, so...

"Though the academic authorities are actually proud of conducting everything by means of Examinations, they seldom indulge in what religious people used to descibe as Self-Examination. The consequence is that the modern State has educated its citizens in a series of ephemeral fads."

"The purpose of Compulsory Education is to deprive the common people of their commonsense."

"What embitters the world is not excess of criticism, but an absence of self-criticism."

среда, 10 февраля 2010 г.

READING NOTES: КЛЮЧИ ЦАРСТВА (Избранные цитаты) 4

СВЯЩЕННИК И ХРИСТИАНИН ПО-НАСТОЯЩЕМУ


Честно говоря, этот отрывок мне видиться чем-то вроде описания настоящего – живого, церковного, свободного и думающего – христианина. Это мое восприятие. А Вы уж читайте да воспринимайте сами :)

[Диалог епископа Мак-Небб и отца Фрэнсисa Чисхолмa]
«Некоторое время оба молчали.

— Самым большим твоим проступком, последней каплей, кажется, было то, что ты не присутствовал на банкете в честь советника муниципалитета Шэнди… который недавно великодушно пожертвовал пятьсот фунтов на новый алтарь. Неужели ты не одобряешь доброго советника, который — как мне говорили — всего лишь немного менее благочестив, когда имеет дело с жителями своих трущоб на Шэнд-стрит?

— Ну… — Фрэнсис смущенно замялся. — Я не знаю… Я, конечно, неправ, мне следовало пойти туда. Декан Фитцджеральд особенно настаивал на этом… Он придавал этому большое значение. Но одно обстоятельство помешало мне…

— Да? — епископ ждал.

— Меня в этот день позвали к одному человеку, — Фрэнсис рассказывал очень неохотно. — Да Вы, может быть, его помните… Эдвард Бэннон… хотя теперь из-за своей болезни он стал совершенно неузнаваем… парализованный, неопрятный, какая-то карикатура на Божье творенье… Когда мне пора было уходить, он вцепился мне в руку и стал умолять, чтобы я его не покидал. Я ничего не мог с собой поделать, я не мог подавить ужасную, болезненную жалость к нему… нелепому, умирающему, отверженному… Он заснул, держа мою руку и бормоча: «Иоанн Отец, Иоанн Сын, Иоанн Дух Святой», и слюна текла по его серому небритому подбородку… я просидел с ним до утра. Наступило длительное молчание.

— Ничего чет удивительного, что декан был недоволен: ведь ты предпочел грешника святому.

Фрэнсис опустил голову.

— Я и сам недоволен собой. Я все время стараюсь делать лучше… но… Как страшно, когда я был мальчиком, я был убежден, что все священники хорошие… непременно хорошие

— А теперь ты узнал, что все мы слабые люди… Да… это, конечно, ужасно, что твой «строптивый нрав» так радует меня, но это такое чудесное противоядие против скучной набожности, с которой мне приходится сталкиваться. Ты — «кот, который ходит сам по себе», Фрэнсис. Кот, разгуливающий по церкви, когда все другие, остервенело зевая, слушают скучную проповедь. Это в общем-то неплохое сравнение, ибо ты — в церкви, хоть ты и не пара тем, которые никогда не отступают от общеизвестных правил. Нисколько не льстя себе, я могу сказать, что во всей этой епархии я, пожалуй, единственное духовное лицо, которое по-настоящему понимает тебя. И очень удачно вышло, что теперь я твой епископ.

— Я знаю это, Ваша Милость.

— Для меня, — сказал епископ задумчиво, — ты отнюдь не неудачник, а напротив — громадный успех. Тебя не мешало бы немножко ободрить, так я уж рискну внушить тебе некоторое самомнение. В тебе есть пытливость и нежность. Ты понимаешь различие между мыслью и сомнением. Ты не принадлежишь к числу наших клерикальных «белошвеек», которые должны обязательно зашивать все в маленькие аккуратные пакеты, удобные для раздачи. А самое лучшее в тебе, мой дорогой мальчик, это то, что в тебе совершенно нет этой надменной самоуверенности, которая вытекает скорее из догматизма, чем из веры.

Он замолчал. Фрэнсис чувствовал, что его переполняет нежность к этому старику. Он сидел, не поднимая глаз»

вторник, 9 февраля 2010 г.

READING NOTES: КЛЮЧИ ЦАРСТВА (Избранные цитаты) 3

ЧУДЕСА ВЕРЫ VS. ЧУДО ВЕРЫ

[После разоблачения мистификации "Божьего чуда исцеления" не совсем больной девочки, разочарования от этого самого несостоявшегося «чуда» и неожиданного Божьего исцеления на самом деле больного мальчика...]

«В эту ночь Фрэнсис не мог уснуть. Сна не было ни в одном глазу, он смотрел в черноту у себя над головой. Чудо веры… Да, вера сама по себе уже была чудом. Воды Иордана, Лурда или Мэриуэлла… какое они имели значение сами по себе… Любая грязная лужа сгодится, если в ней отразится лик Божий…

На какое-то потрясающее мгновение в его душе слабым светом замерцало понимание непостижимости Божией. Фрэнсис стал горячо молиться: “О, Господи! Мы не знаем далее самого начала. Мы подобны крошечным муравьям в бездонной пропасти, под миллионами слоев ваты, борющимися изо всех сил, чтобы увидеть небо. О, Господи… милый Господи, даруй мне смирение… и даруй мне веру!”».


Часто мы мечтаем о "настоящих чудесах", больших, сказочных и невероятных событиях, но не замечаем простых и маленьких чудес нашей жизни: красивейшие явления природы, строение нашего организма и странные, но интересные - человеческие или не человеческие - существа вокруг нас... Много есть, чему мы можем удивляться и воспринимать как чудеса. Сама жизнь - это уже чудо. Вера в настоящую Жизнь - не меньшее, но даже бОльшее чудо. Настоящее чудо! :)

ЮМОР И ПОЛЕЗНЫЕ МЫСЛИ: ПРОСТО ДВЕ ФРАЗЫ

ДВЕ ФРАЗЫ О ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТЯХ :)

Просто парочка мыслей из диалога с Сережкой Яковенко. Собственно, это фраза, которую я сказал ему, и его ответная реплика. Получилось и смешно и с претензиями на глубокомысленность :)

- ...

- Не хорони себя сам - не отнимай это удовольствие у других! (вот это я юморнул по-черному...)

- Да, надо помочь другим в своей самореализации!

четверг, 12 ноября 2009 г.

READING NOTES: КЛЮЧИ ЦАРСТВА (Избранные цитаты) 2

ДОПУСТИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТА-БОГОСЛОВА И ПОЛЬЗА ОТ РЕФОРМАЦИИ

Юноша вышел из комнаты среди гробового молчания. Только тогда ректор повернулся к оставшимся и холодно сказал:
— Уверяю вас, что запугиванием мы ничего от него не добьемся. Мы должны быть осмотрительны. Это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Тэррент раздраженно сказал:
— Это высшая степень свойственной ему необузданности.
— Вовсе нет, — возразил ректор. — Все время своего пребывания здесь он был очень прилежным и упорным в занятиях. Отец Гомес, есть ли в его характеристике что-нибудь дискредитирующее?

Гомес полистал страницы.
— Нет, — он говорил медленно, читая характеристику. — Несколько грубых шуток. Прошлой зимой он поджег английскую газету, когда отец Деспард читал ее. Когда его спросили, зачем он это сделал, он засмеялся и сказал: «Дьявол сумеет найти работу для праздных рук».
— Ну, это ерунда, — резко сказал ректор. — Всем известно, что отец Деспард завладевает всеми газетами, приходящими в семинарию.
— Потом, — продолжал Гомес, — когда он был назначен читать в трапезной, он потихоньку принес туда книжонку под названием: «Когда Ева украла сахар» и читал ее вместо «Жития святого Петра из Алькантары», пока его не остановили, что вызвало совершенно непристойное веселье.
— Безвредная шалость.
— Потом… — Гомес перевернул страницу. — В комической процессии студентов, помните, они представляли таинства… один, одетый младенцем, изображал крещение, двое изображали брак и т.д. … все это, конечно, делалось с разрешения. Но… — тут Гомес с сомнением посмотрел на Тэррента, — к спине покойника Чисхолм прицепил картонку с надписью:
«Лежит здесь Тэррент, наш отец,
Ура! он умер, наконец…»
— Хватит! — резко оборвал его Тэррент. — У нас есть более важные заботы, чем разбирать эти глупые пасквили.

Ректор кивнул.
— Глупые, это верно, но не злостные. Мне нравится, когда юноша умеет посмеяться и пошутить. Но мы не должны забывать о том, что Чисхолм — незаурядный мальчик, в высшей степени незаурядный. В нем большая глубина и страстность. Он очень чувствителен и подвержен приступам грусти, которые он скрывает, прикидываясь веселым. Понимаете, он боец, он никогда не сдается. В нем причудливо сочетаются детская простота и бескомпромиссная прямота. И прежде всего он совершеннейший индивидуалист.

Индивидуализм, пожалуй, опасное качество в богослове, — едко вставил отец Тэррент.
Он дал нам Реформацию.
А Реформация дала нам более совершенную католическую церковь.

Ректор мягко улыбнулся, глядя в потолок.
— Но мы отвлекаемся от сути. Я не отрицаю, что он допустил грубое нарушение дисциплины, и оно должно быть наказано. Но незачем торопиться. Я не могу исключить такого студента, как Чисхолм прежде, чем не буду совершенно уверен в том, что он этого заслуживает» (стр.101-103).

Вот так вот! По мнению А. Кронина и его монашествующих, преподающих и священствующих героев открытое выражение чувств и эмоций, включая шутки и даже "шалости", позволительно, если при этом в человеке наличествуют действительная глубина этих самых чувств и мыслей и искренность.

вторник, 10 ноября 2009 г.

READING NOTES: КЛЮЧИ ЦАРСТВА (Избранные цитаты)

УЧЕНИЕ "ПАСТОРА ДЭНА" О ХРИСТИАНСКОЙ И МЕЖ-ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

«Учение «святого Дэна» основывалось на призыве к братству и любви к ближнему и к Богу. Люди должны помогать друг другу, нести на землю мир и добрую волю. Если бы только он мог убедить в этом человечество! Он не вступал в спор с церковью, но мягко отстранял ее: главное не форма, а сущность — смирение и любовь. Да, и терпимость! Ни к чему говорить об этих чувствах, надо жить ими» (стр.40).


...Вот такой вот подход к жизни каждого отдельно взятого христианина и взаимоотношениям между человеческими индивидами, называющимися и/или являющимися последователями Христа, был у "пастора Дэна". "Дешево и сердито", не правда ли? А главное - применимо! Правда, всегда только "со скрипом", ведь терпеть - не говоря уж об уважать/любить/проявлять заботу - каждого ой как нелегко... ;-)

среда, 17 июня 2009 г.

CONSENSUS SENTENTIARUM CHRISTI ET SENECAE

БОЖИЙ СЫН ИИСУС ХРИСТОС И ФИЛОСОФ ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА: ОБ АДРЕСАТАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ


Третью из моих сегодняшних заметок хотелось бы посвятить еще двум практически параллельным мыслям, которые принадлежат двум людям и одному Богу (понимающий да поймет!). Очень похоже, если не идентично, причем приблизительно в одно и то же время, высказались не нуждающийся в представлении Богочеловек Иисус Христос и знаменитый римский философ и оратор Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.). Оба они весьма мудро высказались касательно ожидаемых адресатов человеческой любви, уважения и взаимопомощи. Кого я, как homo sapiens, представитель рода человекческого, и/или тем более christifidelis, т.е. "верный Христу", христианин, должен любить? Кому я должен помогать? К кому проявлять доброту?

Ответ Иисуса таков:
"...Возлюби ближнего твоего как самого себя" ("ἀγαπήσεις τὸν πλησίον σου ὡς σεαυτόν."), Евангелия от Матфея 22:39. Т.е. каждый, кто находится неподалеку от меня, вблизи, всякий "близкий" в данный конкретный момент времени в данном конкртеном месте - это адресат моей заботы и любви.


Ответ Сенеки не менее категоричен:
"Где есть человек - там есть место для благодеяния" ("Ubicumque homo est, ibi beneficii locus est"), где-то в его трудах и в интернет-второисточниках.

Радикально? Сложно? Идеалистически? Но разве неосуществимо?!
Как говорится в рекламе фирмы Nike, "Just do it!" /"Просто делай!"/ =)))

CONSENSUS SENTENTIARUM SANCTI APOSTOLI PAULI ET LATINI PHILOSOPHI CICERONIS

АПОСТОЛ ПАВЕЛ И ФИЛОСОФ ЦИЦЕРОН: О "ВНУТРЕННЕМ ДОСТАТКЕ"

Жил-был в первом веке верный Богу и очень мудрый благодаря Божьему благословению и своему образованию св. апостол Павел. И писал он письма многим христианским церквам и служителям, а в письмах тех были прекрасные, вдохновленные Богом и подкрепляемые разумом, поучения и наставления...

Между тем, почти за век до него жил-был просто очень мудрый челоек, философ и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Христианином он быть попросту не мог - Мессия тогда еще не родился =) - однако одарен он был мощным и глубоко мыслящим разумом. Этот свой дар Цицерон использовал довольно неплохо, поэтому из многих его писем да речей можно вывести целый пуд афоризмов, мудрых изречений и полезных жизненных советов...

А самое интересное то, что и у апостола Павла и у "неапостола" Цицерона есть одна общая мысль, касающаяся "внутреннего человеческого достатка", т.е., говоря простым языком, счастья. То ли апостол Павел был знаком с крылатым цицероновским выражением, то ли просто они оба независимо друг от друга подумали об одном и том же, но результат один: между их словами можно провести четкую параллель. Она выглядит следующим образом...

"Быть удовлетворенным своим положением - наибольшее и наинадежднейшее богатство" ("Contentum esse suis rebus maximae sunt certissimaequae divitiae") - Марк Туллий Цицерон, точный источник мне неизвестен (хотя можно встретить здесь), совместный перевод Р.Т. и И.Смирнова и В.Левинского, составителей книги "Крылатые выражения древних римлян".

"Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" /Синодальный перевод/ или "Само же приобретение великое - благочестие с удовлетворенностью" /перевод НЗ под редакцией В.Журомского/ ("ἔστιν δὲ πορισμὸς μέγας ἡ εὐσέβεια μετὰ αὐταρκείας·") - Апостол Павел, Первое письмо Тимофею 6:6.


Вывод: настоящее счастье - быть счастливым здесь и сейчас! Ведь, согласно другому латинскому выражению, принадлежащему перу христианскому философу конца V - начала VI вв. по Р.Х. Боэцию, "Самое большое несчастье - быть счастливым в прошлом" ("Infelicissimum genus infortunii est fuisse felicem") - Аниций Манлий Торкват Северин Боэций, см., например, здесь.

Так будем же счастливы! =)))


CONSENSUS SENTENTIARUM CHRISTI ET LUSORIS PEDIFOLLIS

БОЖИЙ СЫН ИИСУС ХРИСТОС И ФУТБОЛИСТ АНАТОЛИЙ ТИМОЩУК: О ГЛАВНОМ ПРИНЦИПЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ЖИЗНИ

Читая одно из последних интервью известного футболиста - экс-капитана ФК "Шахтер" (Донецк) и ФК "Зенит" (Санкт-Петербург), а ныне полузащитника немецкого клуба "Бавария" (Мюнхен) - Анатолия Тимощука, заметил у него очень интересное высказывание. Рассказывая о своей карьере, о принятии важных решений и о своих жизненных принципах, Анатолий поделился очень глубокой мыслью. Она пробудила во мне воспоминания о некоторых моих размышлениях о Боге, себе и жизни: в частности, мне на ум пришел отрывок из Писания, согласующийся с высказанным Тимощуком принципом. Тогда я провел небольшую параллель между этими двумя высказываниями, и вот что получилось:

"...Один из моих жизненных принципов гласит: проси невозможного - получишь максимум", - Анатолий Тимощук, интервью для издания "Газета Спорт-Экспресс", размещено здесь.


"...Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят", - Иисус Христос, Евангелие от Луки 11:9-10.


Очень похоже, не находите?
Главное - знать, у Кого просить =)))

среда, 15 апреля 2009 г.

READING NOTES: КОТ, УЧАЩИЙ ЛЮБИТЬ

ИСТОРИЯ О БОЛИ И ЛЮБВИ В ЖИЗНИ И СМЕРТИ ОДНОГО КОТА
(в преддверии воспоминаний Страстей Христовых по Восточному стилю)

Эту весьма глубокомысленную историю я прочел у своего друга Сережки Брагина на его "в-контактной" страничке, здесь. На мой взгляд, она затрагивает вопросы настоящей любви и настоящей боли, которая неразрывно сопряжена с этой жертвенной и самоотверженной любовью.
Именно так любил кот из приведенной ниже истории...
Именно так любил и любит Иисус Христос...
Именно так не люблю я...
Именно так не любим мы
...

Кот, учащий любить...

Уродливый любил три вещи в этом мире: борьба, поедание отбросов и, скажем так, любовь. Комбинация этих вещей плюс проживание без крыши оставила на теле Уродливого неизгладимые следы. Для начала, он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие. С той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот все время собирается повернуть за угол. Его хвост давно отсутствовал. Остался только маленький огрызок, который постоянно дергался… Если бы не множество болячек и желтых струпьев, покрывающих голову и даже плечи Уродливого, его можно было бы назвать темно-серым полосатым котом.

У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. Поливали из шланга, когда он пытался войти в дом, или защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если его поливали из шланга — он покорно мок, пока мучителям не надоедала эта забава. Если в него бросали вещи — он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь. Когда я добежал до него, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Его спина, ноги, задняя часть тела совершенно потеряли свою первоначальную форму. Грустная жизнь подходила к концу. След от слезы пересекал его лоб. Пока я нес его домой, он хрипел и задыхался. Я нес его домой и больше всего боялся повредить ему еще больше. А он тем временем пытался сосать мое ухо. Я прижал его к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном — о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.

Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Так оно и было на самом деле. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен. У него было искалечено тело, а у меня была травмирована душа. Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко. Отдавать ближнему своему все без остатка. Большинство хочет быть богаче, успешнее, быть любимыми и красивыми.
А я буду всегда стремиться к одному — любить как Уродливый...................


...Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
...Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его
принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем
.
Книга пророка Исаии, глава 53

пятница, 10 апреля 2009 г.

ЮМОР: МУДРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ УМНЫМИ СЛОВАМИ

НЕСКОЛЬКО ПОСЛОВИЦ-"ЗАУМНОСЛОВИЦ" =)

Намедни мне мой друг Тарас бросил ссылку на несколько переосмысленных в современном научном контексте и, соответственно, гипернаучно переформулированных пословиц. Читая их, мы с женой неплохо подняли себе настроение. Чего и вам советую!
Помещаю здесь несколько избранных "шедевров"... Остальное можно найти
здесь.
Приятного прочтения!

Вилами по воде писано - "Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности"

Бабушка надвое сказала - "Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность"

Носить воду в решете - "Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности"

Баба с возу - кобыле легче - "Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы"

Горбатого могила исправит - "Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг"

Цыплят по осени считают - "Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых"

И хочется, и колется - "Амбивалентная природа нейронных импульсов, испускаемых корой головного мозга"

Волос долог, да ум короток - "Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке"

За одного битого двух небитых дают - "Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта"

Пошел на... - "Латентные возможности использования вербальных средств общения для оптимизации труда"

вторник, 7 апреля 2009 г.

Annuntiatio / Благовещение / The Annunciation Day

МОЛИТВА "ANGELUS DOMINI"


/Леонардо да Винчи - "Благовещенье"/


Ángelus Dómini nuntiávit Maríae,
Et concépit de Spíritu Sancto.

Ave, María, grátia plena,
Dóminus tecum.
Benedícta Tu in muliéribus
et benedíctus fructus ventris tui, Iesus.
Sancta María, Mater Dei,
ora pro nobis peccatóribus,
nunc et in hora mortis nostræ
.

Ecce ancílla Dómini,
Fiat mihi secúndum verbum tuum.

Ave, María, grátia plena,
Dóminus tecum.
Benedícta Tu in muliéribus
et benedíctus fructus ventris tui, Iesus.
Sancta María, Mater Dei,
ora pro nobis peccatóribus,
nunc et in hora mortis nostræ
.

Et Verbum caro factus est,
Et habitávit in nobis.

Ave, María, grátia plena,
Dóminus tecum.
Benedícta Tu in muliéribus
et benedíctus fructus ventris tui, Iesus.
Sancta María, Mater Dei,
ora pro nobis peccatóribus,
nunc et in hora mortis nostræ
.

Ora pro nobis, sancta Dei génitrix,
Ut digni efficiámur promissiónibus
Christi.

Orémus.
Grátiam tuam, quæsumus,
Dómine, méntibus nostris infúnde;
ut qui, Ángelo nuntiánte,
Christi Fílii tui incarnatiónem
cognóvimus,
per passiónem eius et crucem,
ad resurrectiónis glóriam perducámur.
per eúndem Christum
Dóminum nostrum.
Amen.

Glória Patri
et Fílio
et Spirítui Sancto.
Sicut erat in princípio,
et nunc et semper
et in sæcula sæculórum
. Amen


/Эль Греко - "Скорбящая Богоматерь"/

С Днем Благовещенья Вас!!!

суббота, 4 апреля 2009 г.

THOUGHTS AND NOTES: DE SACRIS SCRIPTURA TRADITIONEQUE

О БИБЛИИ И ПРЕДАНИИ



Библия, будучи записанным Словом Божьим, является неизменным основанием христианского вероучения. Предание же как Историческое (т.е. происходящее в рамках и по ходу церковной и мировой истории) осознание, толкование, развитие и применение библейских истин - это стены. Стена не равна фундаменту, а основание здание, в свою очередь не идентично вышестоящим стенам, однако друг без друга эти части существовать не могут. Иначе они не смогут составить одно цельное здание.

Точно так же соотносятся друг с другом Священное Писание и Священное Предание. Как стена есть как бы "развитие" фундамента, необходимая надстройка, без которой невозможно построение законченного здания, так и Предание есть продолжение своего основания и "сердца всего богословия" (см. Догматическую конституцию "Dei Verbum", II Ватиканский Собор) - Священного Писания. Вместе библейский фундамент и исторические стены Предания слагаются в завершенный и совершенный - правда, пока еще не окончательно - Дом Божьей Истины, Здание христианского вероучения. А это здание является одним из важнейших "корпусов" в Доме Божьем из живых спасенных душ - Церкви...

понедельник, 16 марта 2009 г.

THOUGHTS AND NOTES: DE UNICA VERITATE

О ЕДИНСТВЕННОСТИ ИСТИНЫ

Истина всегда должна быть одна, иначе она не есть истина, хотя, как правило, всегда есть альтернативные точки зрения, претендующие на истинность. Впрочем следует быть мудрыми и уметь различать, когда речь идет о нескольких "истинах", а когда - всего лишь о разных сторонах одной истины. Иными словами, нужно отличать две горы, соревнующиеся в высоте ("Кто выше?!") и два склона одной и той же горы.

Например, христианство издревле учило о Триединстве Бога. В то же время периодически появлялись и появляются секты, отрицающие это учение. Обычно, речь идет о том, что Бог или один, или три. На это Церковь всегда говорила, что Бог един в трех Лицах, однако это не вносит ни разделения, ни полного смешения в Его сущность. Единство и троичность - два склона одной Божественной горы. А вот вера в эту таинственную Троичность и неверие - две различных горы =)

Однако как же трудно порой различить где противостояние истины и лжи, а где - просто удивительный контраст между двумя-тремя гранями одной единственной и абсолютной истины, одного прекрасного драгоценного, переливающегося различными цветами бриллианта...

пятница, 20 февраля 2009 г.

READING NOTES: НЕМНОГО О ЦЕРКВИ II

НЕМНОГО О ЦЕРКВИ: БОГОЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И ИСТОРИЧНОСТЬ
(по мотивам моих и толкиновских католических размышлений)


...Уход от Церковного Предания в стремлении избавиться от "человеческих наслоений" и прийти к "простоте во Христе" - не совсем верный путь, ведь даже Библия есть Бого-человеческая книга, повествующая о Бого-человеческих отношений, да и Иисус Христос не просто "был" или "стал", но и "есть", остался навсегда Бого-человеком. Поэтому человеческий компонент попросту невозможно стереть.

Отказ от исторического христианства в пользу раннеапостольского - опасный путь к благой цели. Однако стоит ли некоторым конфессиям столь фанатично и принципиально стремиться к строго "библейской", к исконной "апостольской" модели богослужений? Думаю, все же стоит! Ведь содержание превыше формы, тем более что Божий Святой Дух "дышет где хочет" и мы действительно "не знаем, откуда приходит и куда уходит". Поэтому нельзя отрицать, что Он неизменно пребывает с христианами и освящает их богослужения, независимо от их формы. Быть может, конечно, Он делает это в разной степени, однако это - лишь предположение =)

И все же нельзя просто перечеркнуть и забыть исторически сложившиеся формы поклонения Богу и искать "первичные", считая их наиболее "правильными". По крайней мере, этого точно не следует делать. Об этом в свое время рассуждал и Дж.Р.Р. Толкин:

«Протестантские» поиски «простоты» и прямоты в прошлом — что заключает в себе отчасти благие или, по меньшей мере, понятные мотивы, — несомненно, ошибочны и даже тщетны. Поскольку о «раннем христианстве» сегодня, невзирая на все «изыскания», мы по большей части так ничего и не узнаем; поскольку «первозданная простота» — ни в коей мере не гарантия ценности и в значительной степени была и есть отражением невежества. Серьезные нарушения были столь же свойственны христианскому «литургическому» поведению изначально, как и сейчас. (Критика «эвхаристического» поведения со стороны святого Павла — достаточное тому доказательство!) И еще более — потому, что Господь Наш не назначил «моей церкви» застыть в неподвижности, в состоянии вечного детства; Господь задумал ее как живой организм (уподобленный растению), который развивается и меняется внешне через взаимодействие завещанной ему жизни в благодати и истории — конкретных обстоятельств того мира, в который он помещен. Между «горчичным зернышком» и взрослым деревом нет ни малейшего сходства. Ибо те, кто живет во времена раскидистой кроны, знает лишь Дерево, ибо история живого организма — часть его жизни, а история организма божественного — священна. Мудрые, возможно, знают, что началась она с зерна, однако напрасно было бы пытаться его выкопать, ведь зерна более не существует, а силы его и ценность ныне вобрало в себя Дерево. Очень хорошо; но в земледелии заботиться о Дереве должно властям, хранителям Дерева, — в меру своего разумения, подравнивать его, обрубать загнившие ветви, истреблять вредителей и так далее. (С трепетом душевным, сознавая, как мало им ведомо о его росте!) Но ежели они одержимы желанием вернуться к зерну или хотя бы к первой юности растения, когда оно было (как им представляется) прекрасно собою и не затронуто злом, они наверняка причинят немалый вред. Второй же мотив (который ныне столь смешивается с приверженностью к раннему христианству, причем даже в сознании любого из реформаторов): aggiornamento, осовременивание; в нем таятся свои серьезные опасности, как было ясно явлено в ходе истории.
Дж. Р. Р. Толкин. Письма. Письмо 306. Пер. цит. по русскому изданию, М.: Эксмо, 2004
/Статью Шона Трайба о Толкине и его подходе к литургии, где была мною найдена и эта цитата можно найти здесь/.


Как бы то ни было, «…Христианство… есть то, что оно есть, было таким задолго до моего рождения и не зависит от того, нравится оно мне или нет» (К.С.Льюис). Но от нас зависит, понравится ли Господу наше собственное христианство или нет.

READING NOTES: НЕМНОГО О ЦЕРКВИ

НЕМНОГО О ЦЕРКВИ: КАФОЛИЧНОСТЬ (СОБОРНОСТЬ) И ИСТОРИЧНОСТЬ
(по мотивам моих и толкиновских католических размышлений)

Оказывается, у нас с великим (как по мне) писателем, глубоким мыслителем и набожным человеком Джоном Р.Р. Толкином есть нечто общее: любовь к католическому богослужению латинского обряда. К тому же его предпочтение традицинной тридентской мессы (на латыни) осовременной в соответствии с "novus ordo" II Ватиканского Собора перекликается с моей личной любовью к красоте и выразительности латинского языка и христианскому наследию прошлого :-)

Однако это "наследие" не есть нечто статичное, нечто, когда-то выраженное, утвержденное, официально заверенное и застывшее. Эта духовная мудрость и внутрицерковный опыт, сама жизнь "Единой, Святой, Апостольской и Католической Церкви" - каковой ее исповедуют все христиане - прошлого является и теперь, hic et nunc, жизнью современной Церкви. И, честно говоря, именно эту преемственность христианских веков, веры отцов и детей я ощущаю во время литургии или даже дома просто во время прослушивания богослужебных и просто душеполезных песнопений, особенно на латинском...

Отсутствие же осознания и переживания этой "историчности", отказ от нее - это опустошение души, лишение ее веьма ценного сокровища, которое собирали для нас, современных христиан, "святые и верные" предыдущих столетий: Апостолы и благовестники, братья и сестры милосердия, святые отцы и их духовные чада, священники и миряне, богословы-ученые и богословы-монахи, бесчисленное "облако свидетелей". Все они - живые листья на ветвях растущего дерева Царства Божьего, которое продолжает расти и развиваться, и очередные листья на его ветвях - это я и ты!

суббота, 29 ноября 2008 г.

НАШ ВЕК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПУТАНИЦ И ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ...

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ И XXI ВЕК... ВЕК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПУТАНИЦ И ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Несколько выдержек их интернет статьи от 26 ноября 2008 г., посвященной "болезни XXI века". Саму статью можно почитать на сайте газеты "Взгляд", страничка http://www.vz.ru/society/2008/11/26/232736.html, текст: Дарья Клименко.
"Врачи бьют тревогу: все больше людей считают свою жизнь реалити-шоу, из которого рано или поздно придется выйти.
Синдром Трумена – так назвали ученые разновидность психического расстройства, когда человек думает, что играет ведущую роль во всемирном реалити-шоу, все окружающее его – декорации, а происходящие с ним события кем-то выдуманы. В последние годы людей с таким образом мышления становится все больше, и психологи уже называют это отклонение «синдромом XXI века»".

"Согласно результатам исследования ученых Джоэля и Яна Гольд, опубликованным газетой The Telegraph, ставшие популярными социальные сети (в частности, Facebook и YouTube) явились своеобразной «вспышкой» и одновременно ловушкой для ранимых людей. Сети воодушевляют на невероятные фантазии, которые зависимые люди воплощают в глобальном виртуальном пространстве.
Ученые подчеркивают роль Интернета, который дает возможность безграничного общения, поиска новых друзей без личного знакомства с ними. С помощью Сети заводить знакомства легко даже тем, кто испытывает стрессовое состояние при разговоре с новыми людьми.
«Но совсем не факт, что, если бы не было YouTube, с такими людьми было бы все в порядке», – подчеркивает доктор Джоэль Голд".

"...одна девушка покончила жизнь самоубийством, уверенная в том, что это был единственный путь «выйти из шоу». Еще один из пациентов нашелся в федеральном здании в центре города на Манхеттене, прося политического убежища, чтобы, по его словам, выйти из своего реалити-шоу в действительность. ...Многие психиатры полагают, что на возникновение такого рода иллюзии влияет уровень культуры и технологий"

"Синдром Трумена – это один из вызовов времени. С безгранично растущим влиянием Интернета меняется и само общение между людьми, его восприятие. Люди принимают за настоящий разговор переписку по ICQ, а за поддержание отношений с друзьями – отправку сообщения в блог. Простой звонок по телефону заменяется коротким SMS, а редкие бумажные письма – завалом сообщений вперемешку со спамом в электронной почте.
Конечно, одни люди нормально воспринимают такие изменения, моментально адаптируясь к новой электронной действительности и спокойно отделяя ее от реальной жизни. Другие же настолько глубоко проникаются и пропитываются «вторичной реальностью», что в один прекрасный день перестают идентифицировать себя с обычными людьми. Именно их и поражает синдром, резюмируют ученые".


Человек вновь теряет себя, так и не найдя. Более того, он просто избегает поиска ответов на вопросы собственной самоидентификации. Все еще продолжается время психологической путаницы внутри каждого современного "media sapiens" (по меткому определению современного писателя С.Минаева), продолжается это время, "пока мы лиц не обрели", (по глубокому выводу вечного писателя К.С.Льюиса)...