Искреннее пожелание :)

Бойся думать без участия сердца! /М.Пришвин/


четверг, 10 марта 2011 г.

THOUGHTS AND NOTES: БЫТЬ ХРИСТИАНСТВОМ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАМЕТКА О ЦЕЛИ И ЗАДАЧАХ (ОПЯТЬ)


Не так давно пришлось общаться в виде обмена и-мейлами со Славиком Халанским на темы, связанные с настоящим и будущим евангельских (в широком смысле "Evangelical") церквей и богословских вузов в Украине. Наши мнения о препаршивейшей ситуации и с первым, и со вторым были идентичны. Правда, проблемы евангельского сообщества можно соотнести с более широким христианским контекстом "всея Украины", а то и мира :) Но я этого делать, в общем-то, не буду. Однако рискну "бросить" пару мнений-цитат о церкви и обществе от английского поэта и теолога 19-го века Самуэля Коулриджа (Samuel Taylor Coleridge) в парафразе Ганса Шварца (Hans Schwarz). Прежде всего нужно помнить вот о чем:

"If a people strives too much toward material progress, religion is in danger of becoming hostage to the practical interests and needs of the people. Cut off from learning and imagination, it reduces itself to thoughtless piety."

"Если люди увлекаются гонкой за материальным успехом, для религии возникает опасность превратиться в заложницу практических интересов и людских нужд. Лишенная связи с стремлением к знаниям и воображением, она редуцируется до уровня бездумной набожности."


И такой поворот событий не соответсвует ни религиозной натуре человека, ни самой объективной сути и природе религии.

"Religion reigns in our thoughts and in the powers akin to thought, because "it is calculated to occupy the whole mind, and employ successively all the faculties of man."

"Религия главенствует над нашими мыслями и человеческими способностями, связанными с мышлением, потому что "считается, что она обычно овладевает всем разумом, а затем и всеми способностями человека."

Т.е. для того, чтобы христианство было христианством оно должно учитывать целостную суть человека со всеми его способностями и качествами, с интеллектуальными устремлениями и эмоциональными импульсами, со всем-всем-всем. А для этого нужны и система образования (как профессиональное богословское, практически-служенческое /т.е. семинарское в чистом виде/ и внутрицерковное /базовое/ обучение), и эстетические аспекты религии (та же архитектура, живопись вообще и церковная в частности, кино и музыка, etc), и не поддельная, а глубокая духовность (молитвы, размышление /как латинское meditatio/, монашеская и светские формы различной степени посвященности и, конечно же, просто-напросто жизнь по правилам "этики Христа")...

В общем, цели и задачи, опять-таки, весьма высоки, амбициозны и трудновыполнимы. Но есть ли другие варианты для развития, а не просто выживания?

4 комментария:

  1. на этом отрезке своей жизни, занят чтением книги - Колсен Джейк "Что, не хочешь больше ходить в церковь?". И нашел некоторые ответы автора с будущим евангельских церквей. Так что будет время - читни.

    ОтветитьУдалить
  2. Ага, у меня она есть в электронном формате. Сейчас входит в мой список "MUST READ". Так что я полностью одобряю твой совет, Юрик! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Ростислав, о системе образования все верно – ведь сам термин СИСТЕМА подразумевает не только нечто большее, чем любое из перечисленного Вами, но даже (что важно!) большее, чем механическая сумма всех этих слагаемых. Некое «новое качество». Не говоря уже о том, что даже сам термин «образование» существенно шире, чем «обучение» (хотя оба термина часто считают синонимами).
    Но ведь в чем еще проблема системы образования (или хотя бы обучения): а КОГО обучать? Ведь высочайший уровень подготовки (во всяком случае, раньше) выпускников того же московыского Физтеха в значительной степени (был) обусловлен уровнем абитуриентов, высочайшим уровнем их отбора. Что до уровня абитуры российский (и вообще евразийских) богословских учебных заведений… Я не очень «в курсе» - но впечатление, что туда принимают всех, кто только пришел, да и то – не добирают. А ведь богословское ОБРАЗОВАНИЕ требует едва ли не большего «слуха», чем учеба в консерватории! Да и такого – простите – «вульгарного» качества, как определенный уровень интеллекта. С педсоставом тоже наверняка не без проблем. Ну, а в итоге сегодняшней системы – имеем то, что имеем.

    ОтветитьУдалить
  4. Увы, Вадим, увы!.. Вы правы: есть то, что есть, и это что-то трудно "съесть" :)

    ОтветитьУдалить